vremyanamaza.org Мусульманский календарь

Истихара намаз

Намаз Истихара в Исламе представляет собой не просто молитву, но и глубокое духовное обращение к Аллаху за направлением и благословением в моменты жизненного выбора и неопределенности. Эта практика не является обязательной сунной (муаккяда), но рекомендована как дополнительная (нафиль) к основным намазам.

Истихара означает стремление к благу в любом деле, утверждая веру в то, что Аллах направит и поможет сделать наилучший выбор. Важно понимать, что перед обращением к Истихаре следует использовать все доступные человеческие средства для решения вопроса, включая советы близких и уважаемых людей (истишара). Только после этого, признавая ограниченность своего знания и мудрости, верующий обращается к Истихаре, искренне прося Аллаха о помощи.

Истихара намаз

Картинка с Freepik

Суть Истихары не в получении явных знаков или снов, указывающих на решение, а в укреплении веры и доверии к Аллаху, что любой выбор, сделанный после такой молитвы, будет благословен и направлен на наилучший исход как в этой жизни, так и в будущей. Это проявление глубокой связи между верующим и Всевышним, где просьба о помощи является одновременно актом покорности и веры в Его всеведение.

В какое время делать Истихару

Намаз истихара совершается в любое время, когда человек ощущает необходимость в помощи Аллаха для принятия решения. Однако, наиболее благоприятным временем для его совершения считается последняя треть ночи, так как это время более спокойное и благоприятное для духовной связи с Аллахом. Помимо этого, важно помнить, что намаз истихара должен предшествовать намазу витр, если он совершается в ночное время, так как витр является последним намазом ночи.

Также важно подчеркнуть, что намаз истихара не связан с конкретным временем суток и может быть совершен в любое время, когда возникает потребность. Однако, избегайте времен, когда совершение намаза запрещено, таких как время восхода и захода солнца.

Истихара намаз: как правильно делать

Истихара намаз совершается как дополнительный (нафль) намаз и состоит из двух ракаатов. Перед его началом следует сформировать намерение, произнеся: «Я намереваюсь совершить двухракаатный нафль-намаз истихара ради Аллаха». Это намерение является основой вашего обращения к Всевышнему.

Во время совершения намаза, после суры «Аль-Фатиха» в первом ракаате рекомендуется читать суру «Аль-Кафирун», а во втором ракаате, следуя за «Аль-Фатихой», — суру «Аль-Ихляс». Эти суры выбраны не случайно, так как они обладают глубоким значением и способствуют концентрации на молитве.

По завершении двух ракаатов следует поднять руки и обратиться к Аллаху с дуа истихары. В этой молитве вы просите Аллаха направить вас в выборе, связанном с определённым делом. Дуа истихары содержит просьбу о помощи в принятии решения, указывая, что если рассматриваемое дело (например, путешествие, покупка автомобиля, женитьба и т.д.) окажется благом для вашей религии, вашей жизни и будущего, то пусть Аллах облегчит его осуществление и благословит. Если же это дело может принести зло, то вы просите Аллаха отвратить его от вас и предоставить лучшее.

Важно помнить, что после произнесения слов дуа о вашей цели, следует подчеркнуть серьезность вашего запроса, повторив слова о благе и зле, жизни и будущего дважды. Завершить молитву рекомендуется чтением салавата Пророку ﷺ и салавата Ибрахиму, мир ему.

Таким образом завершается этот намаз. Исход дела остается в воле Аллаха, а верующий полагается на Его мудрость.

Для тех, кто не владеет арабским языком, допускается читать дуа на любом понятном языке.

Дуа-истихара на арабском

اَللَّهُمَّ إِنِّى أَسْتَخِيـرُكَ بِعِلْمِكَ وَ أَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ وَ أَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيمِ . فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَ لاَ أَقْدِرُ وَ تَعْلَمُ وَ لاَ أَعْلَمُ وَ أَنْتَ عَلاَّمُ الْغُيُوبِ. اَللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الأَمْرَ … خَيْرٌ لِي فِي دِينِي وَ دُنْيَاىَ وَ مَعَاشِي وَ عَاقِبَةِ أَمْرِي فَاقْدُرْهُ لِي وَ يَسِّرْهُ لِي ثُمَّ بَارِكْ لِي فِيهِ . وَ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ شَرٌّ لِي فِي دِينِي وَ دُنْيَاىَ وَ مَعَاشِي وَ عَاقِـبَةِ أَمْرِي , فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَ اصْرِفْنِي عَنْهُ , وَ اقْدُرْ لِيَ الْخَيْرَ حَيْثُ كَانَ ثُمَّ رَضِّنِي بِهِ .

Транскрипция Дуа-истихара

«Аллаахумма иннии астахийрукя би ‘ильмикь, ва астакдирукя би кудратикь, ва ас’элюкя мин фадликяль-‘азыйм. Фа иннякя такдиру ва ля акдир, ва та‘ляму ва ля а‘лям, ва энтэ ‘алляямуль-гуйююб. Аллаахумма, ин кунта та‘ляму анна хаазаль-амра (называете дело) хайрун лии фии дийнии ва дуньяйя ва ма‘ашии ва ‘аакыбати амрии, факдурху лии, ва яссирху лии, сумма баарикь лии фийхь. Ва ин кунта та‘лям анна хаазаль-амра шаррун лии фии диинии ва дуньяйя ва ма‘ашии ва ‘аакыбати амрии, фасрифху ‘аннии, ва-срифнии ‘анхь, вакдур лияль-хайра хайсу кяна, сумма раддынии бихь».

Текст дуа-истихара на русском языке

«О Аллах, я прошу у Тебя блага на основе всезнания Твоего. Прошу проявления силы Твоей на основе всемогущества Твоего. Прошу проявления великой милости Твоей. Всесилен Ты, но бессилен я. Ты всезнающ, однако я несведущ. Ведомо Тебе все сокровенное! О Господь! Если Ты знаешь, что это дело (…) является благом для меня с точки зрения моего благочестия, жизни бренной и вечной, то сделай его возможным для меня, облегчи его для меня и даруй мне в последующем благословение (баракят) в нем. Если же Ты знаешь, что в этом деле заключается зло для меня, для благочестия моего, жизни бренной и вечной, то удали это дело от меня и удали меня от него. И дай мне обрести благо там, где оно есть, затем сделай меня довольным им».

Истихара и значение снов

Понимание истихары и ее связи со сновидениями требует ясности: в учениях об истихаре не упоминается о снах как о части процесса. Нет указаний на то, что её следует совершать непосредственно перед сном или что сны после истихары имеют особое значение. Некоторые известные праведники практиковали истихару перед отходом ко сну, однако это было их личным выбором, а не общепринятым правилом.

Сны, виденные после совершения истихары, оцениваются так же, как любые другие сны. Согласно хадисам, все сны делятся на три категории:

  1. Правдивые сны – это те, которые несут в себе предвестие или послание.
  2. Сны от шайтана – созданные для введения в заблуждение или вызывания страха.
  3. Сны, порожденные мыслями и переживаниями человека – обычно они не несут глубокого значения.

Таким образом, сон после истихары не следует рассматривать как непосредственный ответ на молитву. Важно подходить к толкованию снов с разумом и не придавать им излишнего значения без тщательного размышления и консультации.

Истихара на четках – харам или халяль?

Истихара на чётках вызывает разногласия среди учёных исходя из традиций и интерпретаций исламского права. Рассмотрим аргументы обеих сторон.

Доводы «за» истихару на чётках

  1. Аналогия с бросанием жребия: Сторонники утверждают, что практика схожа с бросанием жребия, которое допускается в исламе, как видно из хадиса о выборе Пророком Мухаммадом (с.г.в.) жены для путешествия. Это представляется как основание для дозволенности использования тасбиха для принятия решений.
  2. Отсутствие явного запрета: В Шариате нет прямого указания на запрет истихары на чётках. В соответствии с принципом, что все, что не запрещено, дозволено, сторонники видят в этом основание для легитимности данной практики.

Доводы «против» истихары на чётках

  1. Отсутствие прецедентов среди сподвижников и табиинов: Противники указывают на то, что не существует достоверных свидетельств о том, что сподвижники Пророка или табиины прибегали к подобной практике. Это воспринимается как аргумент против нововведений (бидгат), которые не имеют основания в практике ранних мусульман.
  2. Сравнение с гаданием на стрелах: Противники отмечают, что метод напоминает гадание на стрелах, запрещённое в Коране. Даже если механизм истихары на чётках отличается от дождевидения возле идолов, существует опасность того, что подобная практика может быть воспринята как форма гадания.

Анализ:

Обе стороны предоставляют убедительные аргументы, однако ключевым моментом является контекст и намерения использования истихары на чётках. Важно понимать, что центральным аспектом истихары является искреннее обращение к Аллаху за руководством в принятии решения. Поэтому любая форма истихары должна сохранять эту основополагающую цель.

В то время как аналогия с бросанием жребия может быть уместной в некоторых контекстах, использование чёток для принятия решений может быть рискованным, если это воспринимается как форма гадания или если это отвлекает от основной цели молитвы и доверия воле Аллаха.

В заключение, хотя практика истихары на чётках может быть приемлемой для некоторых течений в исламе, она требует осторожного подхода и понимания её контекста и пределов. Важно обратиться к мудрости и руководству квалифицированных учёных и следовать общепризнанным методам ибадата, которые имеют чёткую основу в Коране и Сунне.

Исра и Мирадж — вознесение Пророка МухаммадаИсра и Мирадж — вознесение Пророка МухаммадаТахаджуд намаз: как совершатьТахаджуд: как совершать